среда, 25 мая 2011 г.

Чернобыль



Как всегда, всё началось неожиданно, скомкано и спонтанно.
Когда по случаю нашего приезда в Киев собрались все родственники, полупьяный разговор о двоюродном деде, помершем несколько лет назад, принял странный оборот. Оказалось, у деда ещё в 50-х родился сын. Двоюродный дед, человек, мягко говоря, не самых честных правил, бросил его мать, ещё пока та находилась в роддоме. О чём в старости, в накатах сентиментальности, часто каялся и даже как-то, уже находясь далеко от Киева и будучи слишком старым, чтобы передвигаться дальше порога дома, написал нашему деду Васе письмо с просьбой съездить в старый дом под Чернобылем и, если дом не сгорел, поискать чемоданы с документами, спрятанные им ещё в далёком 1986 на чердаке под кирпичной грубой. Отношения с двоюродным дедом были не ахти, тот ещё мудак был, а лезть в самое радиоактивное пекло из-за каких-то бумажек никто, естественно, не захотел.
Дед Вася показал письмо только дядьке, тот, инвалид-чернобылец, в свою очередь, послал всех в жопу и о чемоданах на долгие годы забыли.
А тут, кризис среднего возраста подкатил, что ли? Переглянулись мы с двоюродным братом Васей-младшим и уже по глазам поняли, что мы туда поедем. Не за бумажками. Сам не знаю, зачем.
Самым лёгким оказалось то, что заведомо считали самым сложным. Пропуск в 30-километровую зону (правда, только до Чернобыля, дальше у нас подтверждающих справок просто не хватило) нам выдали в течение 20 минут. Ахинею про корни предков и прочую лабуду выслушали со скукой и довольно вяло. Но, как сказал герой одного фильма: "Джентльмены! Эту страну погубит коррупция!"
Филькину грамоту с требованием покинуть Зону до 20:00 и кучей всяких запретов мы всё же получили.


КПП "Дитятки" пользуется плохой славой у нелегалов, пытающихся проникнуть в Зону. Дотошная, хорошо вооружённая охрана, тщательно просматриваемые подходы. Мародёры, браконьеры и сталкероманы больше любят ж/д станцию Янов. Но у нас была бумажка и автомобиль, а на всё-про-всё - менее 8 часов времени.
Больше всего напрягал возможный обыск машины, в которой под тряпьём был спрятан камуфляж, дозиметры и кое-какие средства защиты от мародёров и диких зверей. Но офицер, уже распорядившись открыть багажник, произнёс: Ааа... у вас стеклянные стенки... и махнул рукой в сторону солдата, тут же поднявшего шлагбаум.
И вот мы в Зоне. В километрах 6 за "Дитятками" - старое кладбище.




Самое свежее захоронение датировано июнем 1986 - временем аварии. Год рождения неизвестен. Скорее всего, хоронили малознакомые люди и впопыхах.
А вот и богатырский камень: налево пойдёшь - назад придёшь, направо пойдёшь - к атомным людям придёшь, прямо пойдёшь... а вот тут стоял большой жирный "?"
Сначала наткнулись на свиноферму

На полуразрушенных воротных столбах можно разглядеть красные звёзды.


Спиленный телеграфный столб. Мародёры охотились за цветным металлом.
Вокруг много брошенных химоз, касок и прочей защитной спецодежды.
В сброшенных бетономешалках застыл цемент. Бежать нужно было быстро и налегке.



По заросшей травой дороге неожиданно проехала старая 24-я "Волга". Явно частная. Увязались за ней, выдерживая расстояние (если браконьеры, можно почти гарантировано получить заряд дроби) и выскочили на просеку. Просека заросла мало, ЛЭП, проходящая по ней, выглядит вполне рабочей.
По просеке выскочили на шоссейку со свежим покрытием. Асфальт ещё чёрный, похоже, клали к приезду Януковича.
Перед постом ГАИ притормозили, приготовившись к неприятным разговорам. Оказалось, пост заброшен и заколочен. Только тогда обратили внимание, что надпись сделана ещё по-русски.
Указатель тоже ещё с советских времён. Просто перекрасили несколько букв. Был Чернобыль, стал Чорнобиль.




Вопрос: ехать или не ехать? разрешил знак с ограничением 40 и табличкой "містом" (городом). Раз есть ограничения - есть и машины.
Приготовившись к гонкам по вертикалям, напряжённо оглядываясь по сторонам, въехали в город.

Странная полубоевая бронетехника у входа в казармы МЧС оказалась градовой установкой тушения огня и танк-бульдозером с порошковой пушкой.
С КПП в развалку, пряча любопытные взгляды, подошли двое. Один, с погонами прапорщика, был одет в хаки, другой, старлей, - в чёрную униформу. Чтобы не дразнить, спрятали камеру.
МЧС-ники оказались вполне дружелюбными ребятами, изнывающими от скуки и готовыми поболтать.
Технику вытащили из ангаров к приезду Президента, чтобы популять в поля за дорогой. Далеко не отъезжали. На таком танке кататься дорого. На 100 км жрёт 400 л дизтоплива. Один выстрел из "Града" (называю так, ибо не знаю настоящего названия) обходится в 500 грн. Полная обойма - 25 000 UAH.


Как они не попали с такого близкого расстояния в довольно дородного Януковича - не представляю :)


МЧС-ники рассказали грустную историю стеллы, на которую всем миром собирали деньги, самостоятельно искали изготовителей, устанавливали... А потом чиновники в Киеве затребовали 50 000 грн за то, чтобы придать сооружению официальный статус памятника.
Служивые оказались кладезем информации, рассказали о блок-постах, местных достопримечательностях и манере прохода контроля.
Вооружённые такой инфой, осторожно двигаемся по городу дальше. Некоторый дискомфорт внесли менты, севшие нам на хвост на одном из перекрёстков, но у поворота к музею они успокоились и отстали.

Охренеть!!! Кафе "Припять"! Действующее...
На заднем плане заброшенные дома частного сектора.
На замызганной стеклянной двери с советской надписью Їдальня "Прип'ять"
сообщение о том, что у Вас радостно примут кредитные карточки VISA
И вполне себе обыкновенный банкомат.
Открыв дверь, на мгновение почувствовали себя в ковбойском салуне: суровые мужчины в камуфляже, сидевшие за столиками, моментально смолкли и все взгляды упёрлись в нас. Маленький лопоухий прапорщик, клеивший крашенную пергидролью барменшу, недовольно покосился в нашу сторону. Но через минуту по залу опять разросся гул. На нас перестали обращать внимание.
Взяли энергетический напиток и уселись за перегородкой.

Напротив кафе расположился мемориальный комплекс с жутковатым погорелым ангелом-горнистом, бьющим тревогу.

И ещё более жуткая аллея.

Музей "Звезда Полынь".
Чернобыль в переводе и есть Полынь.
«Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» («Откровение Иоанна Богослова», гл. 8 ст. 10 — 11).


На клумбе у входа в музей топтались двое в камуфляже. При виде нас торопливо бросили какие-то предметы и быстрым шагом направились в сторону здания.
Убегать было поздно и мы уверенной походкой пошли навстречу разборкам.
Оказалось, работяги (кто их поймёт? они все в камуфляже) заметив гражданских, побежали предупредить администрацию. Без формы в Зону, обыкновенно, приезжает только начальство и журналисты.
По залу, спотыкаясь и перепрыгивая через турникеты, бежал смотритель, а в момент, когда я наступил на стеклянный пол с настоящими ядерными стержнями-поглотителями, грохнула мощная музыка, включенная кем-то из следивших за нами рабочих.
 
Смотритель оказался симпатичным парнем с явно высшим образованием.С увлечением рассказал о местах, которые стоит посетить, а когда узнал, что у нас нет пропусков, немного осёкся и ошалело пялился пару секунд. Но, благодаря ему мы познакомились с одним человечком, пожелавшим остаться неизвестным, но простимулированным.
Проезды, которые он нам показал, сильно изменили наше представление о заброшенности Зоны. Но об этом позже.
А пока мы вышли из музея и на машине отправились по маршруту, подсказанному смотрителем.
Пожарная вышка.
Памятник чернобыльцам, погибшим в Великой Отечественной Войне, свежевыкрашенный дешёвой краской.

И положенный каждому уездному советскому городу гранитный Владимир Ильич. С цветами, между прочим...
На явно действующем здании с советской надписью "Почта" и современными ящиками "Укрпошти" бегущая строка с названием объекта и радиационным фоном.
В большинстве случаев, радиационный фон почти не отличался от фона любого города мира, а иногда даже был ниже.







Все улицы Чернобыля до сих пор носят советские названия. Их никто не переименовывал. Такое я видел только в Крыму и Зоне.
Рядом - мемориальная табличка сбушника, видимо жившего или работавшего в этом доме уже в наше время.
А вот и само СБУ, в котором мы честно пытались получить пропуск.
Никто не открыл, но занавески на окне слегка подрагивали.
В бюро пропусков нам тоже не открыли.
Хотя активность наблюдается. У Креста много цветов.


Плюнули и поехали на мемориальное кладбище бронетехники. БТР, предназначенный для форсирования водных препятствий с большой глубиной.



В стороне от кладбища, минутах в 7 езды - выставка роботов, участвовавших в ликвидации аварии. Есть даже управлявшиеся при помощи телекамер.
Припять. После жуткой езды по совершенно заросшей узкой дороге, которую и найти-то без смотрителя мы бы не смогли, даже проехав мимо, мы оказались на бывшей пристани с восхитительным пейзажем.
Припять всегда была красива, даже при жизни. А сейчас, в этой мёртвой реке чувствуется какая-то завораживающая холодная энергетика.
Спящая Царевна в прозрачном гробу.
У берега - разрушенная рыбацкая лодка. Пора сматываться - в отличие от Чернобыля, здесь дозиметр явно не в восторге.
Улицу 25-летия Октября нашли довольно легко. От ощущения близости цели адреналин начал покалывать под кожей.
Прости и прощай мой дом написал кто-то, уезжая навсегда. И как-то почувствовался человек с чемоданом, и его внутренняя, невидимая слеза... Стало немного больно.

За 25 лет вдоль улицы выросли большие деревья, но дома сохранились неплохо.
Внутри воняет плесенью и отсутствием жизни. Но дозиметр показывает, что всё в порядке.
Переодеваемся в заготовленный камуфляж, одеваем оснастку и начинаем искать остатки мебели, чтобы попасть на чердак.
На чердаке, покрытом несколькими сантиметрами пыли, было адски жарко и душно, но дозиметр упрямо показывал допустимость фона.
Цветной телевизор. Made in USSR. Рядом - виниловые грампластинки
Авоська :) Настоящие бутылки из под молока. Коля Герасимов отправляется назад в прекрасное далёко.
Сифон для газировки! Помните такие?
На дне осталась вода.
То, что сплели пауки, уже больше походит на рыбацкую сеть, чем на ловушку для мух.
Начинаем вскрывать чемоданы.
 
На внутренней крышке чемодана плакат старого фильма с названием по-украински: Стороннім вхід заборонено (Посторонним вход запрещён)
Новенькая, в упаковке белая сорочка с надписью "Сделано в Чехословакии".
Зубной порошок и кокарда с советским гербом.
Большое количество студенческих шпаргалок.
Нашли целый полиэтиленовый пакет с маленькими флажками. С такими дети ходили на демонстрации. Флажки в полиэтилене хорошо сохранились, только ткань стала ломкой.
А вот и самый интересный, как потом оказалось, чемодан.
Видео вышло некачественное, свет от фонарика закрывал козырёк кепки, но его стоит посмотреть.
 
4 400 советских рублей! Хрень! В те времена взнос на трёхкомнатную квартиру был в пределах 2 600...
Дешёвенький камуфляж на всякий случай выбросили в здании билетных касс. Так вернее.
Внутри касс.

Не смотря на показания ручных дозиметров, решили в Чернобыле пройти полный радиометрический контроль в стационарной кабине. Радиация - в норме.
Обелиск погибшим вертолётчикам.

Вообще-то, вертолётодром охраняется, но охраннику тоже скучно и добрый дядька пропустил за шлагбаум, запретив, правда, приближаться слишком близко к вертолётам.

За вертолётодромом - Зона Припяти. Приходится объезжать автодорогу с блок-постом.
 
Навигатор в растерянности. В его картах этой дороги нет.
 
А вот вдали появилась зловещая труба саркофага. Вдоль обочины мелькают знаки радиационной опасности.
 
ЧАЭС

 За охладительным каналом - последний уровень S.T.A.L.K.E.R.'а.

 Наудачу рванули прямо по дороге. По обочинам иногда появляются группки людей в строительных комбинезонах с логотипом и микроавтобусы с таким же логотипом на борту. Люди заинтересованно смотрят нам вслед.

 Останавливаемся у обочины, чтобы сделать фото почётче. Мимо проезжает милицейский автомобиль и уходит в сторону ЧАЭС. Менты проехали абсолютно на автомате, приняв нас за работяг или персонал станции.

 Никем не остановленные, доезжаем до комплекса 4-го реактора.

 Кто знаком с S.T.A.L.K.E.R.'ом, без труда узнает это место.

 
И эту будку. Только в реале она облицована другим материалом.
Вход на территорию саркофага. Ворота для ж/д путей.
Из здания напротив выходят люди в милицейской форме и настороженно смотрят в нашу сторону. Но расстояние большое и им лень. Они ждут.
Мы, демонстрируя полное отсутствие интереса к саркофагу, поворачиваем и идём к мемориальному комплексу. Менты принимают нас за журналистов и, слегка успокоившись, ждут, когда мы к ним подойдём и предъявим пропуска.

 Но мы, спустившись настолько, чтобы нас не было видно, сворачиваем на какую-то аллейку (спасибо GSC GW и Сергею Константиновичу лично, ориентировались мы довольно неплохо)
Мимо отстойников пробираемся назад к машине.

 Под мрачное гудение распредстанций.

 Уже собираемся сматываться, но в последний момент решаем прорваться к саркофагу на машине.

 
Жаль, что не сложилось :(
Если бы подогнали джип к стене, можно было бы перелезть.
Гнали по бетонке, подскакивая на стыках. Свернули на какую-то асфальтку, абсолютно разбитую, в ужасных ямах и... неожиданно выскочили к знакомой просеке.
 Пытались снимать телефоном (в камере уже давно сели аккумуляторы), но выдержки не хватило.
 
На КПП, к которому у нас был пропуск, снова прошли дозконтроль в кабинке, похожей на чернобыльскую и под усиливающимся дождём, с максимально возможной скоростью покидая Зону, отправились назад в Киев.

Несмотря на то, что солдаты проверили наш джип и даже на колёсах не нашли излучения, на всякий случай утром следующего дня загнали машину на мойку. Всю ночь шёл проливной дождь, персонал мойки удивлённо посмотрел на нас, но заказ принял.


Документы, за которыми мы ездили, найти не удалось :(
Правда, нашли кое-какие письма и справки и есть, за что зацепиться, но работы ещё предстоит много.

P.S. Во время создания видео и фотоматериалов, до и после этого, не были нарушены законы и нормативные акты Украины (в частности, не были нарушены ст.ст. 185, 297, 298, 263 и 267-1 УК Украины), а так же не было совершено поступков, которые могут быть расценены, как аморальные или оскорбительные.
Рассказ является художественным, не претендует на документальную точность и не может быть использован в юридических целях ;)
Здесь  можно прочитать статью, которую я писал пять лет назад к 20-летию Чернобыльской катастрофы.

9 комментариев:

  1. Спасибо, за хорошую статью и полезный совет- одеться в гражданское))Удачи если еще раз собираетесь посетить Зону и не забудьте тогда отписаться!

    ОтветитьУдалить
  2. Очень интересно, спасибо) посоветую друзьям.

    ОтветитьУдалить
  3. А Вы уверены, что радиационный фон, который вполне в допустимых нормах и даже ниже в каких-то частях Вашей поездки, действительно отражает то, что Вы вдыхали?
    А Вы хотели прямо к Саркофагу пройти в планах? Фото показателей дозиметра не хватает, конечно... Но и на слово можно будет Вам верить. Но вот видео показателей агрегата с каждым метром приближения к Саркофагу было бы очень интересно дополнительно посмотреть в концовочке блога.
    Как здоровьице, кстати, спустя год? Без костюмов к Саркофагу вообще опасно подходить, либо же уровень радиации снизился до минимально предельно допустимых норм? Стрелять менты в случае обнаружения непосредственно около Саркофага имеют право в обычных граждан?

    Очень содержательная поездка. Благодарю за интересную информацию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Фон не вдыхается. Это излучение, а не газ. Воздух может быть заражённым, если в нём находятся радиоактивные частицы, исходящие из находящихся рядом предметов. В чернобыльском варианте это растения, металл, камень, пористая резина и, в некоторой степени (в основном, нижние слои) грунт. Как нас учили в 1986-м, нужно было избегать запылённых мест. Т.е., менее всего опасны места, в которых пыль легко смывается или труднодоступные для внешней, заражённой пыли. Естественно, опасны крупные растительные массивы - растения притягивают пыль.
      Дороги у ЧАЭС были переложены заново, старые металлические ограждения - демонтированы. Очень чисто. К тому же, не стоит рассматривать радиацию, как яд. Вред наносит не факт соприкосновения с ней и даже не уровень фона (что многих может удивить). Опасно ТОТАЛЬНОЕ накопление. Другими словами, фон в 50 мкр/ч на протяжении суток раз в 40 опаснее пятиминутной прогулки при 350 мкр/ч, как было у теплозаборников станции. Для смертельной дозы (вероятность выживания - 50%) нужно одноразово получить порядка 9 000 мкр.
      Планов у нас особо-то и не было. Мы очень безалаберно отнеслись к подготовке. Наверное, потому что не верили в успех и не воспринимали всё всерьёз. Например, даже после получения пропуска во внешний периметр (само по себе - редкая удача), мы и не думали, что прорвёмся за блок-посты ЧАЭС и Припяти.
      Функция костюма, в основном, пылезащитная. При пребываниях в десятки секунд или пару минут толку от него мало. Гораздо проще после всего сменить одежду и принять душ. Впрочем, нас несколько раз проверяли дозиметристы и автоматы на КПП - даже на покрышках фон был в норме, а покрышки, волосы, подошвы обуви - самые большие накопители радиации.
      Непосредственно к Саркофагу мы бы не сунулись, это опасно. Но сигануть за забор я бы не отказался.
      И милиция, и ВОХР, и солдаты - все, располагающие огнестрельным оружием, имеют право открывать огонь на поражение. Так же, как и на любом посту ГАИ или у входа в воинскую часть, например. Но я сильно сомневаюсь, что без угрозы для жизни охраны и объекта, кто-либо стал бы это делать.
      На вопрос о здоровье ответить не могу :)
      В момент взрыва и несколько месяцев после я находился в 70 км от эпицентра. К сожалению, мне было запрещено эвакуироваться. Вы можете прочитать об этом в ссылке в самом конце рассказа. Поэтому в моём случае говорить о здоровье через год после 8-часовой поездки в выветрившуюся за четверть века Зону - всё равно, что человека, всю жизнь прожившего в тропиках, спрашивать, не обгорел ли он после поездки в Турцию?
      Влияние радиации на человека в долгосрочных перспективах ещё не изучено. За 26 лет, прошедших со времени первого излучения, я обладаю среднестатистическим здоровьем, ничем не отличающимся от здоровья других людей моего возраста и моего образа жизни. Всё остальное - Воля Б-жия...

      Удалить
    2. чтото вы с дозами напутали
      ОЛБ начинается от 100Р

      хабар знатный))

      Удалить
  4. Да уж, оставил вам двоюродный дед в наследство - целое приключение.
    Я вот думаю, как ему жилось все эти годы - зная о заначке на чердаке, и насколько далеко его занесло, что он не смог за ним вернуться. Судя по сумме которую имел человек в 1986 году, дед был не промах, и не простой человек.

    ОтветитьУдалить
  5. Мне понравился ваш рассказ! Молодцы!

    ОтветитьУдалить